Как подружить ребенка с книгой? Как сделать чтение интересным и привлекательным для малыша? Как подбирать книги, чтобы ребенку было интересно?
Эти вопросы часто волную родителей. Тут я поделюсь своим личным опытом.
Сейчас я могу смело заявить, что мой сын любит книги, но любовь эта возникла не сама собой. Мне пришлось очень постараться, чтобы прийди к этому.
 

Как читать с ребенком?
Наша домашняя детская библиотека - одно из моих богатств. С рождением ребенка я посмотрела на детские книжки совсем другими глазами и начала на них охоту, выискивая самые интересные, самые красивые, необычные.  Иллюстрации и полиграфия  играют роль не меньшую, чем текст. Красивые книги намного приятнее читать.
Мне очень хотелось научить ребенка любить книги. Я покупаю их «на вырост», если вижу интересные экземпляры. Потому что часто оказывается, что тираж через какое-то время раскуплен.
Пока ребенок еще не мог аккуратно пользоваться книжками, у нас они все делились на два типа: «читаем вместе» и «всегда в доступе». В доступе были те книги, которые сложно порвать, с толстыми картонными страницами. А для совместного просмотра- панорамы и обычные книги.

Мы смотрели их вместе, и ребенок учился бережливо к ним относиться, не рвать страницы и аккуратно переворачивать листы. И самое главное не отрывать элементы панорамы. Это очень большой соблазн! :) Если начиналось хулиганство, то мы сворачивали просмотр такой книжки сразу же.  Очень быстро ребенок понял урок. Конечно, бывало всякое. Но если книжка порвалась, мы вместе шли за скотчем, чтобы заклеить. Сейчас, когда ребенку три года, он сам приносит книжку, которую надо починить.
Книги, которые были всегда в доступе-это картонные, с клапанами или без, интересные для самостоятельного просмотра, музыкальные книги, книги-игрушки. Их мы смотрели как вместе, так и ребенок мог сам просиживать с ними очень долго.

Единственная проблема, которая не давала мне покоя, малыш не хотел слушать чтение. Мы могли обсуждать картинки, слушать пересказ сюжета, но как только сын понимал, что ему читают, тут же закрывал книгу.
Но я терпеливо ждала, и в один прекрасный день у нас вдруг получилось прочитать небольшую книжку, где было по паре-тройке слов на странице. Лед тронулся! Мы тут же организовали свою традицию, ведь дети любят ритуалы. Сидя в обнимку, накрыв ноги одеялом, подоткнув подушки под спину, мы каждое чтение начинали с той первой книжки, добавляя по одной новые, где текста было так же не много. И постепенно брали книги с бОльшим количеством текста, а время, проведенное за чтением, становилось все продолжительнее. Ребенок открыл для себя буквально новый мир, просил читать снова и снова.
Сейчас это один из самых любимых видов совместного досуга.

Как читать книги, чтобы ребенку было интересно слушать?

Пассивное чтение, где ребенок только слушает, а родитель читает- это мало подходит для малышей.
В процессе чтения должен быть диалог. Джейсон Буг, автор книги «Рожденный читать», называет такой вид чтения интерактивным. Вот несколько советов из его книги:
1. Задавайте как можно больше вопросов. Даже если малыш не умеет еще говорить, просите его показать картинку, деталь. Постоянно обращайтесь к ребенку. Называйте цвета, животных, действия, предметы.

2. Разыгрывайте историю в лицах. Чтение не должно быть монотонным. Меняйте тембр голоса, интонации, жестикулируйте. Ребенок, скорее всего, тоже начнет повторять за вами жесты, включаясь в повествование.

3. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте любые его отклики, хвалите, обнимайте.

4. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу нравится какой-то предмет, подбирайте книги, которые связаны с ним. Любит машины- подберите книжки на эту тему, интересуется животными, значит о них, постепенно расширяя круг его интересов.

5. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Задавайте вопросы, не торопитесь, дайте ребенку время на ответы.

6. СтРойте догадки о дальнейшем развитии сюжета. В форме диалога предлагайте подумать, что может произойти дальше, или что ответил герой.

7. Закончив чтение, продолжайте обсуждать историю. Встречая в жизни моменты, о которых вы читали в книжке, напомните об этом ребенку, обсудите или задайте наводящие вопросы. Если в жизни у вас происходили какие-то события, выходящие за рамки обычного режима, то хорошо подобрать потом книгу на эту тему. Например, поход в цирк или зоопарк, посещение спектакля, новогодний праздник и многое другое.

8. Расширяйте границы знаний у ребенка, подбирая книги на темы, которые будут новые для малыша.

9. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Почитайте про Антарктиду, или про горы, про океан. Откройте мир ребенку.

10. Соотносите сюжет с реальным опытом. Если прочитанное в книге уже случалось с ребенком, напомните ему об этом.

11. Побуждайте к пересказу. По дороге в сад, в очереди, на прогулке – вспоминайте прочитанное, просите ребенка рассказать, что ему понравилось. Предложите малышу «почитать» любимую книжку своему игрушечному медвежонку. 

Ну, и самое главное, получайте сами удовольствие от процесса! Ребенок это обязательно переймет у вас и будет любить книги.
 
 
Ваша Юлия Биржанова,
детский и семейный фотограф